Даже самые отъявленные двоечники знают два основных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Ответом на них могут быть как известные даже самым отъявленным двоечникам две русские беды – дураки да дороги, так и совершенно не известные никому люди и вещи.
Родителей вопрос «Кто виноват?» волнует на протяжении всей их долгой родительской жизни. Чем младше ребенок, тем больше виновных хочется найти и разобраться с ними по-нашему, по-родительски. Чем старше становится родитель, тем больше смиренностей-то набирается. И на свое же «Кто?» отвечает: «Да я сам», а не «Вот тот соседский Вася или Васин ребенок».
И ведь действительно. Почему моего ребенка обижают? Потому что именно я не вырастила его с умением постоять за себя.
Почему мой ребенок всех обижает? Потому что именно я не научила его терпимости.
Почему мой ребенок плохо учится? Вовсе не из-за ужасных учителей или не менее ужасных друзей, отвлекающих от школы дурацкими игровыми клубами и подворотней. А потому, что с раннего детства именно я не приучила ребенка к словам «надо», «интересно», «познавательно». Именно я предложила мозговой деятельности мозговую жвачку: телевизор, интернет, игровые приставки.
Иногда можно найти виновного. Не мы же лично виноваты в плохой экологии, в плохой наследственности, в плохой компании.
Как правило, всевозможные мамские журналы и статьи призывают нас не испытывать чувства вины (мы и сами себя готовы поедом есть). И, наверное, это неправильно – отвечать на сакральное «Кто?» приземленным «Да ты же!» Но быть взрослым – это в первую очередь быть тем, кто умеет принимать свои ошибки и исправлять их или их последствия.